Новый штраф за отсутствие страховки ОСАГО с 1 января 2023 года – правда или нет?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый штраф за отсутствие страховки ОСАГО с 1 января 2023 года – правда или нет?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По закону страховой полис необходимо иметь при себе во время управления транспортным средством. Если нет страховки на машину, но при этом она оформлена, это также является нарушением. Ответственность за езду без ОСАГО указана в части 2 статьи 12.3 КоАП. В соответствии с законодательством сотрудник ДПС имеет право оштрафовать нарушителя или ограничиться предупреждением.

Чем грозит, если я попаду в ДТП без страховки?

Может случиться то, о чём иногда говорят: «Кроилово ведёт к подпадалову». Говорят сторонники той же ситуации, кто считает, что экономить на страховке – то же самое, что экономить на тормозах. И доля правды в этом есть. Однако, с текущей ситуацией, когда ОСАГО выплачивает не всю сумму, когда нас постоянно пытаются обмануть и занизить стоимость ущерба, когда при этом полис дорожает из года в год, доля правды есть и в обратной ситуации.

При ДТП на автомобиле, ответственность водителя которого не застрахована, вы либо получите возмещение, либо нет. Всё будет зависеть от виновности. И здесь главное – это понимать, что ОСАГО – это страхование не имущества, а гражданской ответственности при управлении транспортным средством. То есть, отказываясь покупать полис, вы отказываетесь не от страхования собственного авто, а от страхования ответственности при виновности в аварии.

Увеличение стоимости ОСАГО для нарушителей ПДД

В первую очередь рассмотрим новый пункт 2 статьи 9 закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»:

2. В границах минимальных и максимальных значений базовых ставок страховых тарифов страховщики устанавливают значения базовых ставок страховых тарифов в зависимости от факторов, в качестве которых могут применяться:

а) назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами или уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортных средств, если оно повлекло причинение вреда здоровью или смерть одного или нескольких лиц, либо назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами за невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения или за оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся (в случае заключения договора обязательного страхования в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами в полном объеме или со дня окончания срока уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью), следующим лицам:

  • водителям, указываемым в заключаемом договоре обязательного страхования в качестве допущенных к управлению транспортным средством, – в случае заключения договора обязательного страхования, предусматривающего условие управления транспортным средством только указанными владельцем транспортного средства водителями;
  • страхователю по заключаемому договору обязательного страхования – в случае отсутствия в заключаемом договоре обязательного страхования условия, предусматривающего управление транспортным средством только указанными страхователем водителями;
Читайте также:  В период сокращения работодатель отправляет в отпуск

Что делать, если страховка оформлена, но полиса при себе нет

Штраф ГИБДД за отсутствие ОСАГО при себе в 2023 году составляет 500 рублей.

Обратите внимание, что можно избежать штрафа, если водитель предоставит сотруднику ДПС серию и номер страхового полиса для проверки наличия страховки в базе.

Те, кто оформил электронный полис ОСАГО, также должны иметь подтверждающий документ при себе. Например, его можно распечатать или же скачать на смартфон e-ОСАГО. В противном случае за отсутствие ОСАГО на легковой автомобиль можно получить штраф.

В 2022 году будут актуальными штрафы за отсутствие страховки, принятые в сентябре 2018.

Изменения в законодательстве о ПДД вызваны введением автоматической фиксации. Камеры видеонаблюдения начали осуществлять проверку ТС по номерам на предмет наличия страховки. Установлена взаимосвязь баз РСА и ГИБДД.

Итак, проверять наличие ОСАГО теперь уполномочены патрульные ДПС и камеры. Пока система фотофиксация на этапе внедрения, сотрудники ГАИ будут контролировать и проверять показания автоматики.

Законом определены виды штрафов за отсутствие страховки по причинам:

  • неоформление документа;
  • езда на чужой машине водителя, не вписанного в страховку;
  • отсутствие бумажного варианта электронного полиса;
  • фальшивый бланк;
  • вождение вне срока действия ОСАГО;
  • непредъявление действующей страховки;
  • просроченный страховой полис.

Внимание! В 2022 водитель будет оштрафован за непредъявление распечатки электронного ОСАГО!

Если кроме ОСАГО у шофера отсутствует карта диагностики и выясняется факт непрохождения процедуры ТО, размер взыскания возрастет в разы. Однако несмотря на вид нарушения, снять с машины госномер и забрать авто на штрафстоянку, ГИБДД не вправе.

Могу ли я ездить на машине без ОСАГО по ДКП в 2022 году?

Начнём с главного, а именно – ответим на вопрос, разрешает ли закон ездить на авто сразу после его покупки, или вначале нужно приобрести страховку. Данный вопрос вызывает много вопросов среди водителей. Но на самом деле всё просто!

Законодательство 2022 года обязывает российских водителей:

  • страховать автогражданскую ответственность путём заключения договора ОСАГО на транспортное средство (пункт 1 ст. 4 ФЗ-40),
  • предъявлять по требованию сотрудников ГИБДД страховой полис в бумажном или электронном виде (пункт 2.1.1 (1) ПДД),
  • а также запрещает водителям садиться за руль, если их гражданская ответственность не застрахована (п. 2 ст. 19 ФЗ «О БДД»).

Остановка сотрудником ГИБДД для проверки

Страховой полис должен быть всегда с собой в машине. Каждый автовладелец должен знать, что если нет страховки на машину, предусмотрено наказание. Любая остановка на дорогах грозит проверкой документов с последующим наложением санкций, а размер штрафа за управление автомобилем без страховки зависит от конкретной ситуации.

Водитель после остановки должен предъявить сотруднику дорожной службы оригинал полиса. В случае оформления страхового полиса Е-ОСАГО через интернет, его необходимо распечатать и возить с собой, согласно статье 32 № 40-ФЗ.

Подлинность электронной и бумажной страховки проверяется при необходимости через базу РСА или в сети ИМТС МВД России. Однако, при отсутствии технической возможности проверить полис Е-ОСАГО, или за неимением его распечатки в бумажном виде у водителя, инспектор вправе выписать протокол о правонарушении, согласно пункту 2.1.1 ПДД РФ.

Какие виды страхования являются обязательными

Виды страхования автомобиля:

  • ОСАГО;
  • КАСКО;
  • ДСАГО.

КАСКО — это дополнительный вид страхования, предусматривает выплаты владельцу транспортного средства при угоне или повреждении автомобиля в результате аварии, стихийного бедствия, вандализма и пр. Стоимость полиса зависит от многих факторов, таких как стаж вождения, возраст водителя, история аварийных случаев, стоимость автомобиля, его запчастей и даже количество угонов в данной местности. Страховые компании определяют сумму КАСКО по тарифам и коэффициентам, заложенным в собственные программы.

Читайте также:  Как отказаться от иска в арбитражном процессе

ДСАГО — это добровольное страхование автогражданской ответственности и не является обязательным. Но этот вид автострахования имеет больше возможностей, чем обязательное страхование автогражданской ответственности. В ситуации, когда страховой суммы от ОСАГО недостаточно, чтобы покрыть ущерб от аварии пострадавшей стороне, тогда недостающую сумму выплачивает ДСАГО. Обычно это происходит в тех ситуациях, когда пострадавшая машина является более дорогой, чем у виновника аварии. Еще полис ДСАГО оплачивает причиненный вред здоровью и расходы на лечения пострадавшим. Для оформления нужны документы:

  • паспорт водителя;
  • права;
  • ПТС (паспорт транспортного средства);
  • ОСАГО;
  • свидетельство о регистрации ТС.

Как камеры будут выписывать штрафы за отсутствие страховки ОСАГО

Центры фиксации нарушений получат информацию из базы данных РСА обо всех зарегистрированных страховых полисах ОСАГО. Камеры видеофиксации, которые считывают номера всех попадающих в их поле зрения автомобилей (а не только нарушающих правила дорожного движения) будут автоматически проверять каждый автомобиль по этой базе.

Если информация о наличии полиса ОСАГО в системе имеется — все в порядке, если ее нет, штраф не будет выписываться автоматически.

Прежде всего центры фиксации нарушений будут передавать данные о возможных нарушителях в ГИБДД. Автоинспекция передаст эти данные в РСА для уточнения. Если РСА подтвердит, что информации о страховании конкретного автомобиля у нее нет, владельцу будет направлено соответствующее постановление и выписан штраф.

Выписываться штраф может один раз в сутки. Поэтому езда без страховки становится очень дорогим удовольствием.

В новой редакции меняются значения коэффициента бонус-малус (КБМ), который отвечает за степень аварийности водителя. Расчет КБМ основывается на количестве страховых возмещений, выплаченных в течение года, другими словами – учитывается количество ДТП, в которых водитель был признан виновным. Этот пересчет совершается 1-го апреля каждого последующего года. Если в течение года водитель не был участником ДТП по своей вине, то на следующий год он получает меньшее значение КБМ, что уменьшает стоимость полиса.
Возвращаясь к изменениям в ОСАГО:

  • В новом документе выделили классификацию КБМ, которой ранее не было:
    Общее количество значений коэффициента останется прежним и равняется 15, при этом каждое из них получит собственные обозначения в виде числовых и буквенных обозначений. Сейчас эти коэффициенты просто распределяются с 1 по 15, а в новом документе выделяют максимальный класс (М), нулевой (0) — и далее до 13.
  • Кроме того, увеличивается число повышающих (выше 1) коэффициентов с 4 до 5 и, соответственно, с 10 до 9 уменьшается количество понижающих стоимость полиса коэффициентов.
  • Максимальное значение КБМ увеличивается на 60% — с 2,45 до 3,92.
    Минимальное значение КБМ изменится не столь радикально – снизится всего на 8% с 0,5 до 0,46.
  • Правки коснулись и значения КБМ для водителей, которые отсутствуют в информационной системе ОСАГО. Если сейчас при расчете ОСАГО такие водители автоматически получали КБМ равный 1, то после вступления в силу обновленного документа КБМ будет равняться уже 1,17.

Пересмотреть было решено и коэффициент территории, при чем в некоторых регионах предстоит повышение, а где-то значения снизятся. В сентябре прошлого года этот коэффициент территории уже менялся. Как пояснялось, его значения зависят от уровня доходности региона для страховщиков: чем больше аварий на территории с участием местных автомобилей, тем больше водители будут платить за страховку. В этом году изменения в коэффициенте планируются аналогичные:

  • В десяти субъектах РФ коэффициент увеличат на всей территории: Дагестан, Ингушетия, Тыва, Чечня, Забайкальский край, Магаданская область, ЕАО, НАО, Чукотка и Крым.
  • В 20 регионах для всех населенных пунктов коэффициент будет снижен, в том числе в Московской и Ленинградской областях, в Башкортостане и Татарстане, в ХМАО, ЯНАО и др.
  • В регионах, не вошедших в первые два пункта коэффициент также пересмотрят, но более хитрым способом: для крупных городов значения будут снижены, в то время как для небольших населенных пунктов в той же зоне – повышены.
  • Города федерального назначения: в Москве и Санкт-Петербурге коэффициент территории уменьшится, а в Севастополе – поднимется.
Читайте также:  Что можно строить на землях сельхозназначения в 2023 году

Фиксируют ли камеры автофиксации вождение без ОСАГО?

Пока ещё нет. Если быть точнее, то фиксируют, но очень редко, в редких экспериментальных местах, а штрафы с таких камер водителям до сих пор (актуально на январь 2023 года) не приходят.

Вот только уже в скором времени всё может измениться. Да, вот уже почти 5 лет Российский союз автостраховщиков кормит нас обещаниями о том, что вот-вот технически будет реализована система, способная по камерам штрафовать водителей, передвигающихся без полиса на автомобиль. Вот только воз и ныне там!

Тем временем, РСА снова пообещали, что уже в первые месяцы 2023 года камеры заработают на проверку наличия на машину действующей страховки, и автовладельцам начнут приходить штрафы за езду без ОСАГО. И в этот раз есть одно уточнение – штраф с камеры будет приходить владельцу машины не чаще чем раз в сутки.

Насколько в этот раз данные слова соответствуют действительности, покажет время. Но прибавим к этому повышение штрафа хотя бы до 3 000 рублей, и на работу/с работы, например, без страховки уже не поездить!

Начинающие и опытные водители – как определить?

Что касается правил, то в них ничего не сказано про то, как определить начинающего и опытного водителя. Такое разделение появилось у самих страховщиков. При расчете страховой премии учитывается показатель, который зависит от возраста и стажа каждого допущенного водителя. Недавно была введена новая таблица с коэффициентами, исходя из возраста и стажа застрахованного.

Изучив ее становится ясно, что повышающий показатель установлен для тех, кто только получил удостоверение водителя и не приобрел навыки. Также повышенный показатель для водителей в возрасте от 16 до 25 лет. Получается, начинающие водители – это участники движения, которые недавно получили права и не имеют опыта управления транспортом. Опытные водители – это категория автолюбителей, которая не первый год за рулем.

Как переделать ограниченную страховку в неограниченную

В определенных ситуациях возникает вопрос, можно ли переделать страховку с ограниченной на неограниченную. Сделать это возможно по заявлению собственника ТС в страховую компанию, где был оформлен полис изначально.

В заявлении обязательно указывается, какие изменения планируется внести в полис. У многих страховых компаний имеются готовые бланки, где нужно просто подчеркнуть соответствующий пункт.

Заявление должно быть написано страхователем или доверенным лицом, но в таком случае, должна быть доверенность от страхователя, заверенная нотариусом.

После осуществления всех изменений в страховке, страховщик забирает старый полис, а клиенту выдает новый. В графе 8 «Особые отметки» прописывается номер первого полиса ОСАГО, а также причина его переоформления.

В случае, когда страховой агент предложит просто зачеркнуть неверные данные и внести новые, следует обязательно требовать верного переоформления. Иначе при возникновении ДТП могут возникнуть проблемы с выплатами или будет вовсе отказано в них.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *